Український богословський сайт Контакт
ГОЛОВНА ПУБЛІКАЦІЇ БІБЛІОТЕКА АУДІО ВІДЕО ФОТО ФОРУМ БЛОГЕРИ ОСВІТА
Богословські розвідки 
17.03.2019
Что случилось с семьей Якова
kondratio
В Библии о смерти особо праведных людей, которые верно прожили жизнь и исполнили все что должны были исполнить написано, что «умер исполненный (или насыщенный) днями». Только четыре праведника в Библии удостоены такого конца своей земной жизни. Это Иов – который, ради того, чтобы люди об этом узнали, претерпел невинные страдания подобно Христу. Это Авраам, который поверил до того неизвестному ему Богу, все бросил, и начал жизнь сначала, основав первую послепотопную общность святых (святой – означает избранный, выделенный Богом для Бога) - Церковь. Исаак, который как Христос, смиренно дал себя принести в жертву. И Давид – деятельный царь, который спас от разложения Израиль, создал теократическое государство и основал династию царей – из которой потом произошел и Христос.
В этот список не вошли такие столпы ветхозаветного иудаизма как, например, кротчайший и величайший, видевший Яхве в Лицо, Моисей или мудрейший Соломон, построивший главную святыню иудеев - Иерусалимский Храм.
Почему не вошли? Через грехи? Грешили и Авраам, и тем более, Давид. Кто больше всего внес в развитие религии Яхве – Моисей с Соломоном или Исаак или Иов (который вообще не был евреем)? Безусловно Моисей и Соломон.
Не вошли в список особых праведников они не через грехи, а через неверие Богу. Великий Моисей однажды усомнился в Боге, при чем сделал это публично и за это не только не удостоился умереть насыщенным днями, но и войти в так желанную Землю Обетованную. Соломон – же под конец жизни допустил идолопоклонство и тоже потерял право стать в один ряд со своим отцом (хотя это еще вопрос кто внес больше в строительство теократического государства – Давид или Соломон).
Вроде бы все ясно. Но тут у любого внимательного читателя Торы возникнет закономерный вопрос. Когда Моисей спросил Яхве – «Кто Ты такой?», Бог ответил – «Я Бог Авраама, Исаака и Якова». Праотец Яков, один из троих основателей первой Церкви, Бог его упоминает как своего (Бог Якова), Яков нигде и никогда от Бога не отрекался и не сомневался в Нем, был всегда Ему верен. Но Якова в списке высших и вернейших праведников нет.
Как же так? Ответ на этот, а также на другой вопрос – Почему это ветхозаветная Церковь вдруг ушла из так вожделенной ей Земли Обетованной и оказалась в египетском рабстве где почти забыла и свою религию, и свою историю? – так вот этот ответ требует того, чего как правило не хотят делать ни иудейские ни христианские толкователи – расставить все по полочкам и назвать вещи своими именами. Мы же таки попытаемся это сделать и ответить на два эти важнейшие вопросы Библии.

Катастрофы не происходят случайно. К ним ведёт цепочка критических событий. Раскроем загадки этой истории и отсчитаем эти последние этапы до катастрофы.

Под конец своей жизни Авраам озаботился женитьбой сына Исаака. Он заложил важную традицию для своего рода – не брать невест из соседних народов, населявших в то время Палестину, чтобы невесты не привнесли с собой местные язычески культы.
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое  и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку» (Быт.24:2-4)
 Авраам взял жену Исааку - Ревеку у своих родственников в далекой Месопотамии. Интересно, что Исаак женился в 40 лет, да и то по инициативе отца. Как видим, Исаак не отличался деятельным характером и был довольно пассивен. Позже эта пассивность запустила череду страшных событий, приведших первую Церковь к краху.
Итак, Ревекка рождает двух детей-близнецов. Старшего Исава (что значит «косматый», поскольку родился он волосатым) и сразу за ним родился Яков (от слова «пята» - потому, что держался за пяту Исава).
«Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт.25:27,28)
На языке библейского символизма зверолов, охотник – это также означает и политический лидер. Исав был активным человеком с задатками политического и военного лидера. Из него мог бы получиться хороший царь или атаман. И пассивный по характеру Исаак любил Исава возможно видя в нем те черты, которых не видел в себе. Все было бы хорошо – Исав старший сын, имеет склонности к лидерству и политике – идеальный преемник и будущий лидер, патриарх славного Божьего народа. Но, к сожалению, у Исава были очень нехорошие черты: он был вспыльчивым, сверх меры агрессивным, и самое страшное – он не интересовался религией и плевал на заветы своего деда и основателя династии – Авраама. Исав, вопреки наказу деда, самовольно взял себе жен-хеттеянок, которые вносили в семью разлад. Кроме того, Исав был не очень силен разумом. Короче типичный альфа-самец без мозгов.
Ну не мог такой человек стать лидером в Церкви.
Яков же был спокойным, умным, он интересовался религией. Типичный маменькин сынок. Но Яков имел очень нехорошую черту – он был хитер, подл и склонен к вранью. Так он, завидуя брату и используя его глупость, хитростью купил у него первородство за миску чечевичной похлебки.

Итак, выбор невелик. Исаак, состарившись, оказался перед выбором преемника между двумя сыновьями-негодяями. И что делает Исаак?
Как патриарх и правитель наделенный высшей властью в племени, он должен был, во-первых, поставить на место Исава и усмирить его самоуправство. Он должен был промыть мозги и устыдить Якова за его подлость. Он должен был как-то наладить отношения в семье (а отношения были совсем дерьмо – браться ненавидят друг друга, невестки Исава пакостят всем и т.д.).
А во-вторых он должен был или выбрать меньшее зло в виде преемника Якова или же – что лучше всего – возвести очи к Богу и у Бога попросить совета и помощи как разрулить ситуацию.
Но патриарх Исаак ничего этого не делает, но выражает намерение поставить преемником Исава. Через свою пассивность Исаак не справляется со своими патриаршими обязанностями.
Когда мужчина деградирует, когда он пассивен и уклоняется от своих мужских обязанностей на арену вынуждено выходит женщина. Библия предельно патриархальная книга. И если женщина за что-то берется, даже из благих намерений – то часто это делает не так как нужно. А тут соединились не совсем мудрая женщина и подлец-сын Яков. Но, повторюсь, Исаак это допускает:

«Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.  Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в [стадо] и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. [Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!
Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения? Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего» (Быт.27:1-41)
Итак, происходит дворцовый переворот. По сговору Ревеки и Якова происходит обман Исаака, да и еще с упоминанием Бога. Мы не знаем – но возможно Яков искренне считал, что обманом совершает Божью Волю? Короче – эта дерьмовая история приводит к окончательному расколу семьи.
Из страха быть убитым, Яков бежит в Месопотамию к родственникам матери. Перед побегом Исаак успокаивается и понимает, что все-таки преемником лучше быть Якову. Он опять благословляет сына и дает наказ чтобы тот не совершал ошибки брата и взял себе жену не среди жителей Палестину, но как заповедовал Авраам – у родни в Месопотамии.
Дальше в дело вступает Господь:
«Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом» (Быт.28:10-21)

Во-первых, Бог признает преемником Исаака именно Якова; во-вторых, Бог подтверждает завет данный Аврааму и Исааку; в-третьих, Яков принимает завет и объявляет готовность продолжать почитать Бога в своем роду, как до этого делали его отец и дед. И наконец, в-четвертых. Ясно что такой человек как Яков, хоть и верный Богу, но с явно искривлённой моралью, не может быть успешным патриархом. И Бог делает попытку дать Якову урок хороших манер.
Яков приходит к своим родственникам и там встречает дочь Лавана – Рахиль, которая была очень красива и влюбляется в нее. Но Рахиль – дочь из хорошей семьи, а Яков – гол как сокол. И Лаван требует отработать за Рахиль 7 лет. Яков отрабатывает, но Лаван обманывает и подсовывает ему другую свою дочь Лию. И Яков, чтобы получить Рахиль еще вкалывает на родственничка 7 лет. Как Яков когда-то обхитрил брата и отца, так и Лаван теперь обхитрил Якова.
В результате у Якова оказывается две жены. Но Яков урок от Бога не усвоил. Яков любит Рахиль, а к Лии относится по-скотски. Лия страдает, но Бог опять пытается вразумить Якова: в утешение Лия рожает много детей, а Рахиль Бог детей не дает. Кроме того, служил Яков Лавану не очень добросовестно, часто обманывая тестя. Позже-таки и Рахиль рожает, но от Лии и ее служанки у Якова восемь сыновей, а от Рахили и ее служанки только четверо, да и то при рождении своего второго ребенка любимая жена Якова умирает.
Но несмотря на это Яков не унимается. Он не только не хочет восстановить мир в семье, но ставит детей от Рахили в привилегированное положение, а остальных фактически и за детей своих не считает. Это влечет за собой постоянную вражду в семье.
Скажем прямо – из Якова плохой патриарх. Но других нет. И Бог пребывает с Яковом, помогая ему, а Яков – остается верен Богу. Бог выводит Якова из Месопотамии обратно в Палестину, примиряет с братом. Жизнь налаживается.
С Яковом происходит удивительное событие:

«Остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там» (Быт.32:24-30)
Слово боролся אָבַק означает и бороться, и вцепиться.
С кем боролся, и в кого вцепился Яков? Яков боролся с Богом, с Богом-Сыном до Воплощения. В этом событии как в зеркале отразился и характер Якова, и история всего еврейского народа. С одной стороны, Израиль вцепился в Бога и не хочет от него отходить. Израиль хочет быть с Богом, а с другой Израиль (Израиль как Яков и как весь народ) так отвратительно ведет себя, что стает богоборцем. Вот такая странная личная встреча Якова и Бога.
И Бог, наконец дает Якову особенную свою Благодать, - как бы аванс, который Яков должен взять и верно его использовать.

Случается такое событие, которое комментаторы обходят стороной, однако по нашему мнению оно является кульминационным в жизни Якова и его народа до Моисея.
«Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену. Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они. И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним. Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать. Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе. И живите с нами; земля сия пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение. Сихем же сказал отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену. И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их; и сказали им: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; только на том условии мы согласимся с вами, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан; и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ; а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся. И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего.
И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали: сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них. Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны. Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только согласимся с ними, и будут жить с нами. И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол, - все выходящие из ворот города его. На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их. Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле; и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили все, что было в домах. И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!» (Быт.34:1-30)
О чем речь. Случился конфуз. Обесчестили дочь Якова. Но неприятность обернулась большим шансом: правитель народа, сын которого изнасиловал Дину согласился:

  1. Жениться на Дине и так спасти ее честь.

  2. Соединиться с Израилем в один народ.

  3. Принять религию Израиля.

  4. Дать право Израилю владеть землей в Палестине. Хочу напомнить, что Авраам, Исаак и Яков кочевали по Палестине, но земли почти не имели в собственности – но пользовались чужой. А местные народы продавать свою землю очень не хотели. А тут дают землю – бери не хочу.

То есть это начало выполнения обещания Бога для Израиля – дать им под власть Землю Обетованную. И вот оно начало. Землю покупать не надо, за нее воевать не надо, бороться с язычеством не надо – язычники готовы добровольно принимать веру Авраама.
Но все идет просто ужасно. Яков самоустраняется от проблемы – мол ваша сестра -  вы и решайте. Яков отказывается исполнять свои патриаршие обязанности. А сыновья делают преступление. Этим они делают три страшные вещи:

  1. Они ломают жизнь Дине. Теперь ее обесчещенную никто замуж не возьмет.

  2. Они переступают через отца, подставляя его (ведь он как патриарх несет ответственность за преступление своего племени перед другими народами)

  3. Они фактически плюют в лицо Богу. Они отвергают Его дар – вступать во владение Землей Обетованной.

Все, это конец. Весь тяжело заработанный авторитет Авраама и Исаака обнулен. Больше ни один народ Палестины не примет добровольно религию сыновей Авраама. Евреям больше верить не будут, но их будут ненавидеть. За каждый клочок Палестины евреям предстоит постоянно и тяжело воевать. А сами народы после таких событий разуверились окончательно в религии Авраама и начали сползать в жуткое язычество Ваала и Иштар – настоящего бича Израиля аж до самого Вавилонского плена.
Вот так спираль греха, в котором Яков каяться не хотел, раскрутилась до полной катастрофы.
Дальше сыновья Якова будут спать с его наложницами, чуть не убьют, но продадут в рабство Иосифа. Именно во времена Якова Бог впервые убивает людей из избранного Им рода: Бог за нечестие умертвляет первого и второго сыновей Иуды Ира и Онана (внуков Якова). Бог все-же пощадит Израиль – как Он и обещал, но израильтянам придется бежать в Египет где они забудут о своей истории и вере.
Конечно в конце истории Якова – вроде-бы семья примирилась, но мир этот был не прочный. Израильские кланы постоянно враждовали между собой в Египте и продолжали враждовать всю историю, пока десять колен не были ассимилированы Ассирией. Да и сам Яков, даже в конце своей жизни потерпел фиаско – его знаменитое благословение по большей части окажется не исполненным.
Вот такой вот позорный конец племени Авраама наступил буквально через два поколения. И даже помощь Бога хоть и спасла племя от физического исчезновения, но реализовать проект не получилось.
Следующая попытка будет уже через столетия при Моисее. Она тоже в конце концов окажется провальной. За проваленные заветы убьют Яхве. Но Яхве воскреснет и шанс на спасение человечество таки получит.
Теги: біблійна історія
Переглядів: 1450
Функція коментування доступна тільки зареєстрованим користувачам. Будь ласка, увійдіть або зареєструйте собі еккаунт.
<< Назад Наверх
АВТОРИЗАЦІЯ
 
Реєстрація Забули пароль?
ОСТАННІ ПУБЛІКАЦІЇ
4 Травня 2019, 17:06
Редакция
14 Квітня 2019, 01:25
Kondratio
25 Березня 2019, 01:43
Kondratio
23 Березня 2019, 16:59
Kondratio
26 Лютого 2019, 17:35
Kondratio
26 Лютого 2019, 16:49
Kondratio
26 Лютого 2019, 16:44
Kondratio
19 Грудня 2018, 00:27
Kondratio
22 Жовтня 2018, 23:55
Kondratio
22 Жовтня 2018, 23:50
Kondratio
©2006-2019 - Український Богословський Сайт