Український богословський сайт Контакт
ГОЛОВНА ПУБЛІКАЦІЇ БІБЛІОТЕКА АУДІО ВІДЕО ФОТО ФОРУМ БЛОГЕРИ ОСВІТА
історія християнства 
08.05.2017
Апокалиптическая хронология Библии
suh
Всех верных всегда интересовал вопрос – когда же кончится этот грешный мир, будет ему суд и встанет мир новый, без греха и в полноте. Точной даты нам знать не дано: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар.13:32)
Однако же нужно понимать, что Библия — это книга истории общения человечества и Бога от начала до конца истории. Она говорит не только о прошлом, но и о будущем. О будущем говорят нам множество пророчеств как в форме символов, или указаний на определенный признаки исторических событий, так и в форме часовых отрезков.
Зачем это делается? «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение». (Дан.12:4) То есть пророчества нам даются для того, чтобы мы знали, ведали признаки последнего времени. Более того, пророчества написаны так, что чем ближе мы к последним временам – тем больше мы эти пророчества понимаем.
Нам не дано знать конкретный день и час Второго Пришествия (хотя, конечно, можно предположить, что это произойдет в месяц Нисан-Авив), чтобы это не стало искушением: верные Богу люди должны быть всегда готовыми встретить Христа. Однако в пророчествах нам дано указание на определенные признаки наступления времен, которые предваряют Второе Пришествие. Пророчества указывают не на конкретную дату Пришествия, но на период, отрезок времени который передует концу мира. Кроме того, пророчества указывают и на то, что не является признаками последних времен, например: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней» (Матф.24:3-8)
Так же в Библии нам дана и определенная хронология прошлого и будущего аж до последних времен. Нам не указана точная дата, но указаны ориентировочные периоды времени наступления начала конца.

Еврейский народ был избран Богом, чтобы иметь определенную миссию исполнения Божиих замыслов для человечества. Иудеи, как теократическая нация, должны были проповедовать словом и делом имя истинного Бога другим народам, а из среды иудеев должен был прийти Бог-Спаситель.
Однако история исполнения божественной миссии иудеями не задалась с самого начала. Внутрисемейные проблемы праотцов привели к Египетскому рабству. Потом Бог вывел иудеев из Египта в обещанную Землю Обетованную для создания теократического государства – мирового духовного центра поклонения истинному Богу. Однако и тогда, с самого начала все пошло вкривь и вкось – иудеи постоянно бунтовали против Бога, уклонялись в язычество, впадали в малодушие. Потом иудеев стала тяготить свобода и они стали требовать земного царя. Первый царь оказался нечестивым. Наконец ситуация на короткий период (да и то с нюансами) устаканивается во время правления Давида и Соломона. Израиль достигает короткого духовного и политического расцвета. Цари из далеких стран приезжают в Иерусалим послушать мудрость об истинном Боге от Соломона. Но к концу жизни Соломон склоняется к язычеству, а после его смерти царство распадается на две, часто враждебные части, возглавляемые как, правило нечестивыми царями. Бог посылает целый сонм пророков для вразумления народа своего – но все тщетно.
Наконец через Исайю Бог объявляет новый период истории Израиля. Уже никакого духовного центра, никакой славы Израиля. Бог создает себе из народа верный «остаток», из которого должен родиться Мессия и его Церковь. Северное Израильское царство полностью уничтожается. Южное – Иудею, Бог отдает в Вавилонский плен, а главной религиозной идеей Иудеев должно стать ожидание Мессии. Бог на огненной колеснице покидает иерусалимский Храм (о чем в видении видел Иезекииль), храм Соломона разрушают.
Потом Бог смилуется, ради того, что часть иудеев, возможно лишь остаток, покаялся. Часть иудеев возвращается в Иерусалим. Отстраивают Храм. Но это уже все не то. Иудеи уже слишком сильно развратились и процесс стал необратимым. Так иудейские священники в массе своей отошли от истинного богопочитания, и увлеклись вавилонскими или эллинскими оккультными школами. Они уже не могли ни учить народ слову Божьему ни даже сохранить писания, в которые начали вносить искажения.
Верный Богу священник Ездра пытается хотя-бы законсервировать ситуацию. С одной стороны (это мы знаем из Мишны) создается Великое собрание, которое упорядочивает священные тексты, создавая канон Ветхого Завета. В конце концов в 3 в до н.э. канон был готов и переведен на греческий язык в виде Септуагинты. С другой стороны, вместо священства, Ездра создает институт учителей и толкователей Писания, которые должны были учить народ.
Эти реформы Ездры позволили сохранить, хотя-бы в греческом переводе, неповрежденную Тору, а школа учителей – хоть как-то поддержать истинное богопочитание в народе. По сути смысл история Иудеи Второго Храма – это кокон, который должен был хранить богоизбранный остаток для прихода Мессии.
Однако в 2 веке и учителя школы Ездры окончательно вырождаются, впадают в ереси и превращаться в фарисеев. Кроме того, в это же время в Писание повсеместно начинают вносить различного рода изменения и искажения, а исконные тексты уничтожать, так, что мы на сегодняшний день как надежный источник имеем только Септуагинту. А еврейскому, масоретскому тексту можно доверять лишь частично.
В Вавилонском плену, когда определилась цель дальнейшего существования иудейского народа – подготовка к Мессии, пророк Даниил получил свое знаменитое откровение, в котором давались хронологические рамки как воплощения Христа, так и в более далекой перспективе – последних времен. Кстати эти же хронологические рамки Даниила повторяет в Откровении и Иоанн.
Так в одном из видений архангел Гавриил говорит Даниилу: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан.9:20-27)
За пять веков до Христа Даниил получил довольно точное предсказание даты пришествия Христа и разрушение Второго Храма. Иудеи, прекрасно знали пророчество Даниила о 490 годах и ожидали прихода Мессии. Израиль со 2 века до н.э. буквально дышал мессианизмом, все ожидали прихода. Вот только большинство иудеев представляло Мессию как супер-царя, который освободит Израиль от римской оккупации и даст евреям мировое господство. А когда к ним пришел кроткий провинциал на осле – они его не признали и убили как самозванца и продолжали дальше ожидать своего царя. Напряжение в обществе нарастало, появлялись многочисленные лжемессии, и наконец иудеи, посчитав, что пришло время, указанное Даниилом, подняли в 66 году восстание. Но римляне восстание подавили и в 70 году разрушили Храм. Иудеи не унимались, пока наконец лжемессия Бар-Кохба не поднял последнее восстание, которое в 136 году римляне подавили, Иерусалим уничтожили, а евреев окончательно рассеяли по миру.
В первые века христианства была очень серьезная хронологическая дискуссия с язычниками, когда христиане адаптировали языческую хронологию под христианскую. Еще в те времена христиане обращали внимание на невероятно удлинённую языческую хронологию. Однако если говорить о временах более близких к ним, то христианская хронология с 5 в до н.э. до 5 века н.э. довольно неплохо согласуется с языческими источниками.
Христиане выдвинули свою хронологию от создания мира до Христа и первых веков христианства. В то же время выдвинули свою хронологию и иудеи. Какова между ними разница?
Христианские авторы основывали свою хронологию в первую очередь на Септуагинте, согласно которой мир был создан в 5500-5600 годах до н.э. Наиболее популярная на сегодняшний день дата считает начало мира от 5508 год до н.э. Второй ключевой датой считается дата Воскресения Христа, которая наиболее надежно высчитана как 30 г н.э.
Иудеи же внесли изменения в Писание касаемо датировок. Согласно масоретским текстам мир был создан в 3760 году до н.э. Другой де важнейший пункт датировки иудейской хронологии - это дата разрушения Второго Храма в 70 г н.э.
Какова причина таких изменений? С одной стороны, иудеи хотели приуменьшить значимость допотопной цивилизации нефилим, сократив ее время. Также исследователи объясняют изменения датировок тем, что многие христиане и иудеи ожидали начало последних времен в конце 6 тысячелетия от сотворения мира. Бытовало мнение, что раз Бог создал мир за шесть дней, а в седьмой день в субботу – почил, то значит история мира должна насчитывать 6000 лет обычной истории, а дальше начинается тысячелетние седьмое, блаженное. Так в Откровении Иоанн упоминает о тысячелетнем царстве христиан, и христиане в первые века очень надеялись, что это время скоро наступит и многие верили в 6000 лет. Согласно Септуагинте, конец шестого тысячелетия от начала мира должен наступить в 5 веке н.э. по популярному исчислению 492 году н.э.
Иудеи, в свою очередь, тоже ждали эпоху Великой Субботы. Известно упоминание в Третей книге Ездры (7 глава) о 400-летнем наслаждении в земном царстве Мессии, после которого Мессия и все живущие умрут, а через 7 дней воскреснут на окончательный суд и безсмертную жизнь. Период в 400 лет перед великим Судом и концом старого мира хорошо соотносится с ожиданием прихода Мессии в 1 веке н.э. и конец этого периода как раз попадает на конец 5 века н.э. - конец 6000 лет земной истории (492 год н.э. по датировки Септуагинты).
Но после катастрофы 1-2 века н.э., иудеи поняли, что никакого всемирного Израиля наслаждений им в ближайшую эпоху ожидать не приходится и изменили хронологию, укоротив древнюю историю. В результате блаженные времена для Израиля должны наступить где-то в середине 23 века (около 2240 года н.э.).
Но и в среде христиан, со временем ажиотаж по дате 6000 лет иссяк. С одной стороны, в среде христиан оформилась концепция Восьмого дня, и исчисления если и делать, то последних времен нужно ожидать после не 6000, а 7000 года от сотворения мира (1492 год н.э.). Кроме того, толкование библейских символов не дает нам оснований говорит, что указанное в Апокалипсисе тысячелетнее царство (глава 20) будет продолжаться именно тысячу лет. Если бы там было указано на 2 тысячи лет, или 999 лет, или 1500 лет то тогда дата была бы достоверная. Но «тысяча» на библейском языке – это довольно условный период времени, и включать его в хронологию тяжело. Как пишет ап. Петр: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Петр.3:8)
С другой стороны, в Библии нет прямых указаний, что последние времена должны наступить именно после 6000 или 7000 года. Да число семь как символ полноты и символика семи ангелов в Откровении, дают некоторые основания для рассмотрения 7000 год в хронологии, однако этой дате нужны дополнительные подтверждения.
Однако в Книге Даниила, есть важнейшее указание для составления апокалиптической хронологии. Даниил описывает видение последних времен, и дальше указывает:
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.  А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение.
Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: «когда будет конец этих чудных происшествий
И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится. Я слышал это, но не понял, и потому сказал: «господин мой! что же после этого будет? И отвечал он:
«иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан.12:1-13).
Казалось бы – книгу Даниила хорошо знали христианские авторы, но если пророчество о седминах комментировали много, то эти датировки последних времен комментировали мало.  И комментаторы давали в общем два вида комментариев:
Или пользовались иудейским толкованием (записанным еще Иосифом Флавием), согласно которому, указанное пророчество Даниила относится не к последним временам, а к событиям эпохи Маккавеев второго века до н.э., когда Антиох Епифан осквернил Второй Храм, - так толкуют и Ефрем Сирин и официальная позиция РПЦ (толкование Лопухина).
Или комментировали в том контексте, что речь идет не о 1290 годах, а днях, о 3,5 года царения Антихриста (например, Ипполит Римский). Мерзость запустения - это приход Антихриста, а «от Антихриста до Страшного суда будет промежуток сорок пять дней».

Разберемся во временных единицах. Даниил в своей книге употребляет семь единиц времени.
«Время» - עִדָּן  арамейское слово, по контексту мы видим, что Даниил имеет в виду год или время, употребляется только в книге Даниила.
«Год» – годами измеряются возраст или годы правления царей.
«День» – у Даниила и в Библии вообще очень распространено в указании временных сроков заменять единицу времени «год» на "день" - «день за год, день за год Я определил тебе» (Иез. 4:4—6), а также Чис. 14:34, 1 Цар. 27:7 и т.д.  Тем более Даниил описывает очень удаленные от него события в истории и день означает год.
«Вечер и утро» - так Даниил указывает именно день (чтобы не путали с годом). Например в самом начале книги Бытия в Шестодневе имеем "И был вечер, и было утро: день один", - таким образом, учитывая традицию, когда "день" часто понимается как "год", подчеркивается, что Бог творил не по годам, а именно по дням, и следовательно «Вечер и утро» это значит именно "день".
«Седмина» – еврейский религиозный календарь измерялся седминами, семи днями, семью месяцами и семилетиями. В пророчестве о Христе речь идет именно о семилетиях. Что касается событий собственно истории иудейской нации, - о первом пришествии Христа, Даниил использует величины времени – седмины иудейского календаря. Но когда речь идет о временах близких ко Второму пришествию и Концу мира, Даниил использует датировку в днях-годах. Он как бы говорит нам – это уже не иудейская, но мировая история.
«Месяц» - месяц у Данила и во всем Ветхом завете это именно месяц, а не что иное.
Наконец «время» מוֹעֵד (употребляется в «к концу времени и времен и полувремени») – этот термин имеет значения определенного периода времени или определенного места. В данном случае речь идет об определенном периоде времени, но длинна этого периода нам не известна (судя по употреблению термина מוֹעֵד в Библии, длительность этого периода не имеет определенного значения). Есть традиция толковать, что «времени и времен и полувремени» это 3,5 лет. Толкуется это на основе расшифровки 1290 дней у Даниила или 1260 дней в 11 и 12 главах Апокалипсиса. Однако такое толкование не надежно, ведь 1290 и 1260 (не говоря уже о 1335) это близкие, но разные числа, кроме того нигде в Писании нет указаний на такое понимание этого термина и чисел. Речь идет не о периоде 3,5 лет, а о каком-то большом периоде времени в 1260, 1290 или 1335 лет, но об этом ниже.
То есть Даниил нам дает четкий временной отрезок, который сначала непонятно для нас и самого Даниила именуется «к концу времени и времен и полувремени», а потом разъясняется: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней». И потом дается еще одно число «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней». То есть мы имеем какой-то период последних дней от 1290 до 1335 лет от прекращения ежедневной жертвы. Она, как известно, прекратилась в 70 году с разрушением Второго Храма римлянами.
Очень странно, что понятие «мерзость запустения» комментируют как события Антиоха 2 века до н.э. или как начало прихода Антихриста. Всякому грамотному толкователю известно, что о понятии «мерзость запустения» толкует сам Христос: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матф.24:15-22)
Христос говорит об географической Иудее. То есть речь не идет о последних глобальных апокалиптических временах, а скорее всего о близких временах к моменту рассказа. Христос Говорит, что мерзость запустения будет позднее, когда Христос уже не будет на земле. То есть ни о каких Антиохах речи нет. Говорит, чтобы убегали в горы. Если это времена Антихриста – то разве можно от него спрятаться в горах? Христос предупреждает, что как только, согласно Даниилу, прекратится жертва и наступит мерзость запустения – нужно убегать из Иерусалима и Иудеи, потому что римляне устроят иудеям геноцид. Так и случилось через 40 лет после Воскресения Христа римляне разрушили Храм и устроили евреям резню: Иосиф Флавий называет цифру, что римляне вырезали более миллиона евреев. Однако странно, что множество толкователей этого в упор не видят и рассказывают сказки про Антиоха или Антихриста.
Далее внимательно почитаем что написано у Даниила: «И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится» (Дан.12:7)
Льняные одежды – виссон носили первосвященники в Иудее. Это однозначный признак для каждого грамотного христианского богослова. Ведь, и священник Мелхиседек, и один из троицы, явившейся Аврааму при дубраве Мамре, и Тот, с кем Яков боролся – это одна и та же Личность Сына Бога, которая являлась людям и до Воплощения. Некто в льняных одеждах это Христос Бог.
И когда многие видения Даниилу рассказывал и показывал архангел Гавриил, то слова о последних временах и сроках говорил ему лично Бог, и не просто говорил, но и клялся, и не просто клялся – но клялся Живущим вовеки Богом, то есть Самим Собой.
В Библии, когда Бог что-то обещает сугубо важное, Он не просто говорит – «вот так будет», но клянется (שָׁבַע). И только в некоторых исключительных случаях, например, при обетовании Аврааму, или при обещании Давиду, что из его рода будет Мессия, Бог клянется Самим Собой.
И вот в случае Даниила, Бог не только клянется Самим Собой за свои слова, Даниил не просто слышит клятву, но и видит ее, видит, как Бог клятвенно поднимает руки. Это безпрецедентный случай в Писании, который только подтверждает всю важность сказанного. Интересно, что Ипполит Римский 2 в н.э. прекрасно понял Кто этот «в льняных одеждах», а вот более поздний Ефрем Сирин, а за ним множество других богословов, в упор Бога-Сына там не видят, или говорят, что, то был ангел. В 10 главе Апокалипсиса упоминается Ангел клянущийся «Живущим во веки веков», но указано что это Ангел не такой как остальные, «иной», «сильный» и традиция толкования четко видит в этом Ангеле Христа.
Как видим, странности с толкованием этого важнейшего места в Писании говорят, что есть серьезный интерес эту тему замять или неверно истолковать.
Подобное место мы имеем в Апокалипсисе Иоанна.
Так в 12 главе речь идет о Жене, которая родила Спасителя, а потом укрылась от Зверя в пустыне.
«А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр.12:6) И дальше этот период времени дублируется: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр.12:14)
Таким образом имеем тот же период что и у Даниила. Только почему-то говорится о 1260 днях. Стиль написания пророчеств в Библии таков, что какие-то прямые очень четкие и ясные утверждения встречаются редко. Как правило написано так, чтобы нужно было уразумевать разумом, умудренным Богом, пророчества: «нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Дан.12:10)
В Книге Откровения есть еще одно упоминание о 1260 днях.  «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр.11:2,3) И дальше «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы» (Откр.11:7-9)
Подавляющее большинство толкований принимает временный отрезки 11 и 12 глав Апокалипсиса как одинаковые, и толкует их как 3,5 года власти Антихриста.
Откровение ставит перед нами загадку, и попробуем ее с Божьей помощью разгадать.
В главе 12, где идет речь о Жене, 1260 дней дублирован, очевидно взятым у Даниила, «времени, времен и полвремени». А в главе 11, где речь идет о двух пророках, 1260 дней дублировано 42 месяцами.
Поэтому, в 11 главе, как мы выяснили, речь идет именно о 42 месяцах или о 3,5 годах периода попирания христианства язычниками и Зверем с бездны и о 3,5 годах пророческой деятельности двух пророков, которые будут убиты и их тела будут непогребенными лежать 3,5 дней. Об Антихристе речи не идет. В Откровении даже слово Антихрист ни разу не употребляется, и мы можем только догадываться под каким символом он там обозначен. Скорее всего это второй зверь с рогами как-бы агнчими из 13 главы, однако это другая тема. Кроме того, о периоде правления этого второго зверя тоже не указано, и мы не можем утверждать, что это именно 1260 дней.
В главе же 12 очевидно речь идет от другом. Не зря ведь там, параллельно с 1260 днями упоминается место из эпохального пророчества Даниила «времени, времен и полвремени». Скорее всего там речь идет о многолетнем периоде от Христа до последних времен, как это указано у Даниила. Почему-же упомянуто 1260 дней? Может это число имеет символическое значение, а чтобы уразуметь истинное число, нужна сугубая мудрость? Или это ошибка при переписывании? В любом случае цитата из Даниила говорит нам, что речь идет о 1260 годах или другом подобном 1290 годам из книги Даниила периоде времени. Речь идет не о днях, а именно о многих годах. Но больше чем толкование хронологии Даниила и Иоанна ответ на эту дилемму дает нам толкование кто такая Жена и что такое пустыня, куда она бежала.
В первом упоминании об этом указано: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (Откр.12:1-6)
То есть Жена родила, потом ее Младенец-Христос был восхищен к Богу, вознесся на небеса, и жена убегает в пустыню от лица дьявола, который стал перед Ней.  И вот параллельное место с описанием событий:
«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:13-17)
Символизм Жены однозначен и общеизвестен – это Церковь Христова. И ветхозаветная Церковь-Кагал – народ Израиля в Писании символически упоминается как Божия Жена, и новозаветная Церковь-Экклесия – как Невеста Христова.
Из среды Церкви был рожден Христос. Он вознесся на Небеса. Церковь же стала целью нападения дьявола, но Бог дал Ей средства своей защиты от дьявола: орлиные крылья, место в пустыне, питание в пустыне.
Место в пустыни. Пустыня – это яркий символ в Писании, который указывает на глубинную пустоту. В Писании понятие пустыня обозначается несколькими словами - עֲרָבָה необитаемая равнина, מִדְבָּר пустыня, уста (поглощающая пустыня), תֹּ֫הוּ безсмыслення опустошенность, שׁוֹאָה опустошение, руины מְשֹׁאָה пустыня, опустевшая земля, однокоренное с שְׁאוֹל шеол – ад великая пустота где нет Бога. В пустыне живут злые духи.
Однако пустыня — это не только реально сухая степь или песок, но любое место где нет Бога и где власть зла. Пустыня может быть многолюдным городом, однако пустой потому, что в нем нет Бога. Однако в Писании есть редкий, но яркий образ того, как жить в пустыне, в окружающем зле, но быть свободным, не порабощенным. Это дикий осел.
Так когда Агарь убегала в пустыню «сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» (Быт.16:11,12)
И у Иова: «Кто есть отпустивший дикого осла свободного. Я положил жилище его пустыню и селение его солончак. Смеющийся многолюдью города, порицание сборщика податей (прим. один из символов, обозначающий дьявола) не слышащий». (Иов.39:5-7)
Есть дикий осел, который будет жить в многолюдной, дьявольской пустыне, но ее частью не станет, посмеется над ней и дьявола слушать не будет.
Иными словами, одно из значений пустыни – это мир сей, в котором князь дьявол. Но благодаря Богу есть возможность жить в мире, но не быть от мира. Именно эта возможность – и есть то место в пустыне, в которой может обитать Церковь.
Крылья орла – это символ защиты Бога своих людей: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37) Иудеи не захотели быть под крыльями защиты. Церковь же Христова не просто получила защиту крыльев Бога, а сами эти крылья Божьи крылья дали Церкви не просто статичную защиту, как главным образом у ветхозаветного народа Израиля, привязанного к земле и городу, - но невероятную свободу: Церковь может летать где хочет, проникать куда хочет, у нее нет институциональных или территориальных, или социальных или экономических рамок. Церковь как сверхтекучая жидкость может проникнуть везде.
Питание. Не смотря на враждебность и агрессивность среды мира-пустыни, Бог может питать Церковь Словом своим, Кровью и Плотью своей. Но очевидно, что речь идет и о всяком другом питании: на первый взгляд невероятным, но Божьим промыслом Церковь получит все необходимые ресурсы чтобы жить в этом мире, но при этом не быть от мира, за получение этих ресурсов, зависимой.
Нужно отметить, что Церковь может жить в пустыне мира и не становиться "от мира" лишь в том случае, если Церковь существует на Евангельских принципах, как горизонтальная общность-экклесия, ведомая не бюрократией, иерархией, деньгами и политической властью, а Святым Духом. В таком устройстве Церкви, она может быть в мире но одновременно не от мира сего очень долгое время.
Если же представить Церковь как институт, структуру, организацию, иерархию, бюрократию, - то она по определению уже будет частью мира и от мира, и собственно Церковью в евангельском понимании уже не будет. Но понимание Церкви как бюрократического института, при чем тесно взаимодействующего с миром сим (в форме цезарепапизма, симфонии и т.д.) очень давно распространено и популярно, и если исходить из этого понимания, тогда можно понять почему так популярна трактовка длительности жизни Церкви в пустыне как 3,5 года. Мол жила себе церковь-институт в мире и взаимодействии с миром и не тужила, но вот пришли последние времена и она вынуждена была идти на короткое время в 3,5 года в пустыню как бы "в подполье". И это вполне можно себе представить.
Однако еще Христос сказал, что от самого начала мир будет враждебен по отношению к Церкви и ей практически все время своего существования в истории придется жить "в пустыне". А вот это с позиций мирского разума понять намного сложнее, тогда как с позиции Библии - это очевидно.

Однако вернемся к хронологии.
Таким образом, когда Христос вознесся, Он не оставил Церковь-Невесту свою одну. Благодаря питанию Словом божьим, крыльям Святого Духа, и особому месту в пустыне мира сего, Церковь получила возможность жить как бы параллельно миру сему, везде проникать, везде проповедовать Евангелие, но при этом не ставать частью мира и не быть поглощенной его князем. Но время такому чудесному житию в мире сем ограничено «временем, временами и полвременью», определенным количеством лет, которое Иоанн указывает как 1260 лет. Христос вознесся и создал Церковь в 30 году. Итого период параллельной жизни Церкви в мире-пустыне должен закончиться в 1290 году н.э.
Потом приблизится последнее время. Этот период земной истории в 17 и 18 главе Апокалипсиса растолковывается в несколько этапов: сначала как расцвет основанного на деньгах и гедонизме глобального государства Вавилона-Блудницы «великий город, царствующий над земными царями» (свидетелями активного развития этого города мы сегодня являемся). Вавилон принесет Церкви немало страданий, но Церковь устоит. Господь предупреждает, чтобы Церковь не участвовала в делах Вавилона: «выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18:4). Скорее всего период блудницы-Вавилона – это последний период жизни Церкви в пустыне.
Потом десять царств-вассалов этого Вавилона восстанут против этой Блудницы и передадут власть государству Зверя (описывается в 13 главе), а сама Блудница-Вавилон будет повержена.
Зверь – это символ государства и власти. В Писании и пророчествах разные звери (барс, козел, овен и т.п.) символизируют разные земные царства. Но зверь из 13 главы – это царство особенное, царство из ада (зверь морской – символ Сатана), это прямая власть дьявола на земле. Это уже не власть посредством денег или благ, как у Вавилона, а прямая теократическая власть где вместо «Теос» – дьявол, - дьяволократическая власть. Однако откуда у дьявола такая сила? Воскресением Христа дьявол был поражен и уже не имел силы уничтожить Церковь. Но «добрые люди», поклонники дьявола долго его лечили и наконец уврачевали. И уврачёванный дьявол с новой силой возьмет власть в мире и сможет поражать Церковь: «и дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр.13:7).
С падением глобального Вавилона и воцарением открыто сатанинского государства-Зверя и закончится указанный 1260-и летний период свободной и параллельной пустыне-миру жизни Церкви с крыльями орла. Утративших защиту христиан будут массово истреблять. Во время государства-Зверя выйдет еще один зверь – «он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр.13:11) То есть это будет уже скорее всего личность-правитель который будет править как-бы как Христос-Агнец, но на самом деле будет сыном не Бога, но дьявола. Он в Откровении назван как лжепророк, а в других текстах Писания – Антихрист, который будет всех заставлять поклоняться дьяволу и как знак этого – принимать начертание на чело и руку. Сколько времени будет царствовать Зверь и Антихрист ним не известно. Существует традиционное толкование что это будет 3,5 года, однако указаний на это в Откровении нет. Более того, судя по масштабности событий, скорее всего царство Зверя будет явно дольше 3,5 лет.
После торжества Зверя и Антихриста начнется суд и семь последних язв, описанные в 14, 15, 16 и 19 главах Откровения. Дальше, в 20 глава Иоанн пишет о событиях по исполнении последних язв:
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:1-6)
Об этом же периоде, от начала суда и язв, говорит и Даниил в 12 главе: «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:1,2)
Но не просто говорит, но и указывает время, когда закончится этот период: «"когда будет конец этих чудных происшествий?" И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится. Я слышал это, но не понял, и потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?" И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (Дан.12:6-11)
Итого имеем, что согласно Иоанну от возникновения Церкви, до воцарения апокалиптического Зверя и брани с ним 1260 дней-лет, что по нашему летоисчислению 1290 год н.э.
Касаемо хронологии Даниила: после Вознесения Христа иудеи получили от Бога 40 лет срока чтобы обратится и принять окончательное решение с кем они – со Христом или против Него. Потом в 70 году н.э. храм разрушен и мерзость запустения. От разрушения Храма прибавить данииловы 1290 дней-лет, то получается, что последние времена (Зверь, суд и последние язвы) должны закончиться, а условное «тысячелетнее царство» начаться в 1360 году н.э., через 70 лет после воцарения царства Зверя в 1290 году н.э. по Иоанну. Как в свое время иудеи были побеждены и были в Вавилонском плену 70 лет, так и в последние времена Церковь будет повергаться и страдать 70 лет, а никак не 3,5 года как об этом почему-то привыкли толковать.
Возвращаемся к Откровению. Господь дает миру последний шанс. Во время «тысячелетнего царства» люди будут иметь последнюю возможность выбрать с кем они – с Христом или дьяволом. Примкнуть ко стану святых или к войску Сатана. «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.20:7-15, 21:1) Все. Старому миру, поврежденному грехом и управляемому дьяволом, пришел конец. Он уничтожен. И наступает новый мир.
Когда же будет конец тысячелетнего царства, последняя брань, уничтожение старого и установление нового мира? Сложно ответить. Мы уже писали, что термин «тысяча лет» в Писании термин условный, и не указывает на число лет: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Но у Даниила, в конце его пророчеств есть фраза: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» (Дан.12:12)
1335 дней-лет. Тут есть два мнения. Или речь идет о 45 годах после 1290 дней-лет (1335 лет от «мерзости запустения») и блажен будет кто дождется 1405 года н.э. Или речь идет о еще 1335 годах после достижения 1290 лет. Но мы склоняемся к первой трактовке, ведь из контекста видно, что это говорится свидетелям событий, конец которых означен 1290 днями-годами.  Нужно будет именно прождать период в 45 лет после 1290 лет, - кто же из свидетелей событий 1290 сможет дождаться, аж еще 1335 лет? Итого имеем какое-то важное событие, дождавшийся которого будет блажен. Дата этого события 1405 год н.э. Но опять повторимся – толкование 1335 дней сложное и в нашем случае предположительное.
Интересно, что со дня сотворения мира 1360 год н.э. – это 6868 год, а 1405 н.э. это 6905 год. Но это если считать наиболее популярное сотворение мира в 5508 год до н.э. Тем более, есть хронологии, которые рассчитали немного иные даты. Так Феофил Антиохийский высчитал 5515 год до н.э., Климент Александрийский 5589 год до н.э., так что имеем 6875 и 6912 и 6947 и 6984 годы от сотворения мира соответственно. Нужно понимать, что в приведённых датировках могут быть ошибки в несколько лет, а может и несколько десятков лет, но в общем хронологические эпохи, которые они представляют, видно четко. Как видим, идея о близкой к 7000 летней (от сотворения мира) истории до последних времен исходя из датировки Септуагинты и пророчества Даниила, тоже может иметь некоторое подтверждение.
Наступление последних времен, согласно Данилу и Иоанну должно начаться в 1290 году н.э., конец их в 1360 году н.э., а Новый мир возможно в 1405 году н.э. Иудеи, напомню, ожидают свою Великую Субботнюю эпоху в 2240 году н.э.. Разница между иудейской датой и христианскими 950-880 лет.
Вроде-бы разобрались.

Но на дворе 21 век, а датировки последних времен Даниила и Иоанна давно минули, и наше толкование не верно? Есть попытки как-то подогнать апокалиптическую хронологию к современному летоисчислению, например, у адвентистов с их 1844 годом. Однако их аргументация очень натянута и не может быть принята. Что же делать?
Наше толкование апокалиптической хронологии может быть ошибочным. Но если же оно все-таки близко к истине, то сразу возникают много тяжелейших для современного исследования Писания вопросов.
А что если наше толкование апокалиптической библейской хронологии верно, а не верна общепринятая светская хронология летоисчисления?
Что если Фоменко и многие другие критики и разоблачители фальсификации истории хоть немножко правы, и Скалигер сотоварищи в 16-17 веках растянули хронологию новой эры?
Что если сейчас не 21, а например, 13 век от Рождества Христова?
Хронологические таблицы Скалигера и Петавиуса основываются на хронологии церковного историка 4 века Евсевия Кесарийского. Однако Евсевий отказался вести детальную хронологию от сотворения мира, и вел ее от Авраама и до 4 века. Взяв эту хронологию на основу, хронографы нового времени добавили к ней хронологию после 4 века, и до Авраама и так, грубо говоря, получилась современная хронология, которую почему-то кардинально не пересматривали с 17 века.
Однако в 16-17 веках, да и раньше, в Европе произошел огромный сдвиг в сторону иудейства. Так у католиков основным был латинский перевод Библии с иудейских текстов, в которых была урезанная иудейская хронология. Умами светской и церковной элиты завладела каббала. И вот, вполне возможно, используя каббалистическую нумерологию и иудейскую хронологию, хронологи 16-17 веков решили подогнать правдивую хронологию под антихристианскую чрез удлинение «темных средних веков». Не смотря на кажущуюся абсурдность этого предположения, его отбрасывать нельзя, ведь в подтверждение удлинения истории Средневековья говорят и много исторических подозрений, и наличие мотива у хронографов-каббалистов. Каббалистам, оккультистам и прочим слугам дьявола выгодно извратить хронологию, чтобы разорвать исторически целостную библейскую историю и лишить христиан единого видения истории от сотворения этого мира до новой земли и нового неба.
Если говорить об искажении хронологии других периодов истории, то тут есть определенная сложность. Христиане имеют Библию, которая в первую очередь, книга историческая и имеет хорошо разработанную хронологию и однозначную от сотворения мира до Христа. А вот история и хронология после Христа в Библии описана в виде пророчеств, которые можно, умышленно или нет, превратно истолковать. И это дало возможность спекулировать и фальсифицировать историю новой эры.
Многие скажут, мол наука говорит, что светская хронология верна. Наука много чего говорит, но как показывает жизнь, много в науке ошибок, фальсификаций, но особенно много гордыни и спеси. Если точная наука биология нам рассказывает недоказанные байки о том, как из воды сама по себе возникла молекула ДНК, а потом из амебы до обезьяны - возник человек, то тем более нет веры насквозь заидиологизированным гуманитарным дисциплинам, особенно многократно переписанной истории.
В конце концов христианский исследователь должен сам себя спросить - кому он больше доверяет, библейской хронологии и истории, пророку Даниилу, Иоанну Богослову или каббалистам 16-17 века?
Больше см. тут
Теги: біблійна історія
Переглядів: 1734
Функція коментування доступна тільки зареєстрованим користувачам. Будь ласка, увійдіть або зареєструйте собі еккаунт.
<< Назад Наверх
АВТОРИЗАЦІЯ
 
Реєстрація Забули пароль?
ОСТАННІ ПУБЛІКАЦІЇ
20 Липня 2017, 12:03
Леонид Ковачич
30 Червня 2017, 11:17
Kondratio
27 Червня 2017, 21:55
Александр Кас
Вчора, 20:55
Kondratio
10 Червня 2017, 00:29
Kondratio
18 Травня 2017, 02:14
Kondratio
12 Травня 2017, 13:18
Kondratio
15 Квітня 2017, 03:20
Kondratio
13 Квітня 2017, 13:58
Kondratio
9 Квітня 2017, 18:04
Kondratio
©2006-2017 - Український Богословський Сайт