Український богословський сайт Контакт
ГОЛОВНА ПУБЛІКАЦІЇ БІБЛІОТЕКА АУДІО ВІДЕО ФОТО ФОРУМ БЛОГЕРИ ОСВІТА
Богословські розвідки 
22.09.2021 (https://kondratio.livejournal.com/1295314.html)
Библейское толкование сюжета о клейме Зверя
kondratio
«И он сделает то, что всем малым и великим богатым и нищим свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его - шестьсот шестьдесят шесть» (Откр.13:14-18).
Этот, один из самых известных отрывков Писания, будоражит умы на протяжении всей истории христианства. Но количество толкований как правило не переходило в качество. Толкователи всех эпох тщетно искали параллели к этому отрывку в окружающей их действительности, выдавая иногда бредовые мысли.
В середине ХХ века, однако начала вырисовываться картина, действительно близкая к пророчеству. Когда обещанные Утопии и Города-солнца на поверку оказались гигантскими государствами-концлагерями, в которых человека опускают до уровня животного, когда вместо полетов к звездам и садов на Марсе вся технологическая мощь цивилизации была перенаправлена на цифровизацию и тотальный контроль человека.
Но изучение технологичного аспекта пророчества (и Зверь, его рукотворный образ, его клеймо имеют четкие технологические черты) не снимает и другого важного вопроса касаемо этого отрывка. Сами эти действия Лжепророка и Зверя имеют в себе не только технологические черты, но и глубокие богословские корни. И хотя для их исследования не нужно заниматься сложными и рискованными сравнениями с современной жизнью (для этого достаточно только Библии), однако найти внятное теологическое объяснение истории с клеймом непросто. Этим мы и займемся.
Вообще-то в Библии идеи о различных печатях, надписях, знаках на руке и на голове человека довольно часто упоминаются. Наверное, первое по хронологии упоминание печати на руке человека есть у (Иов 37:7,8): «Он (Бог) полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах» (Масоретский текст); «На руке всякого человека Он полагает печать, да познает всяк человек свою немощь. Звери же вошли под кров, умолкли на ложе» (Септуагинта). Дальше по контексту у Иова, зверь в логове — это именно дьявол. То есть Бог дает человеку на руку печать, которая с одной стороны самому человеку напоминает о делах Бога для человека и слабости самого человека, а с другого ограничивает влияние на человека дьявола: зверина уходит прочь, молчит и не смеет высунуться, ибо видя печать Бога не может ее преступить.
Печать (חֹותָם хотам, или глагол חָתַם хатам, скреплять печатью, греч. σφραγίς), как и сейчас, по Библии служила подтверждением: удостоверением личности (Быт.38:18), подтверждением статуса, полномочий (3Цар.21:8), а также юридически значимых действий (Неем.9:38). Еще один важный смысл печати – это знак власти над тем, на что наложена печать: «Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Матф.27:66). Наконец, наряду с буквальным пониманием, было распространено понимание в переносном смысле, печать — это не штамп, не его оттиск на глине, а просто слово, означающее подтверждение: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе» (1Кор.9:2).
В подобном контексте термин печать используется и в деяниях Бога. Чаще всего печать от Бога — это особый знак того, что Бог либо утверждает Свою власть над чем-то/кем-то: «скажет солнцу, - и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов.9:7); «и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать» (Откр.20:3), либо обозначивает что-то как нечто особенное, к чему Бог особо благоволит и дает защиту: «не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр.7:3).
Иногда в Писании в смысле печати используется термин «надпись» или «знак» תָּו тав, σημεῖον: «И сказал Ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иез.9:4-6).
Интересно отметить что на человека Бог ставит печать либо на руку, либо на чело. Что означает семантика руки в Библии, видно ясно. Рука – это знак силы, любой активности, действия как человека, так и Бога: «рука сынов Иосифовых одолела [Аморреев], и сделались они данниками им» (Суд.1:35); «не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: "моя рука спасла меня"» (Суд.7:2); «и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою» (Ездр.9:2).
Рука Бога — это также знак действия Бога, либо карающего: «а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас» (1Цар.12:15), либо милующего и дающего Благодать: «И над Иудеею была рука Божия, даровавшая им единое сердце, чтоб исполнить повеление царя и князей, по слову Господню» (2Пар.30:12); «И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян.11:21).
Голова и чело имеют более сложное значение. Голова – это самая высокая часть человека, его начало. Возвысить голову – это возгордиться. Чело же всегда на виду, все его видят. Вообще, согласно Библии, доминирует представление, что мыслительные процессы, сознание находятся в самой средине человека – сердце. Однако есть несколько указаний на то, что голова человека – это как-бы интерфейс между сердцем и тем, что вовне. На голове есть глаза, уши, - это средство связи сердца и внешнего мира. Поэтому в Писании нередко говоря о разврате, жестокосердии, упорстве, гордыне в паре с упоминанием характеристик сердца упоминается о твердости или иных характеристиках лба: «весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем» (Иез.3:7).
Это касается и не только материальных, но и мистических вещей: «Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня» (Дан.4:2); вспомним, что человек ведет мысленную брань с дьяволом, поражая его в голову.
Часто на челе, лбу «все написано» о духовном состоянии, хорошем или плохом: «За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы , ты отбросила стыд» (Иер.3:3); «и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17:5); «И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (Откр.22:4); «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр.14:1); «не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр.7:3). «И увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его - имена богохульные» (Откр.13:1) - напомню, что богохульство в Библии – это как правило делание себя равным Богу, а значит такие надписи говорят, что тот кто их носит претендует на божественный статус.
Интересно, что в каббалистической легенде о Големе, пражский раввин управлял Големом с помощью надписей на его голове.
Внимательный читатель заметил, что мы тут пока что говорим о случае, когда печать или надпись на руку и чело ставится Богом по факту: либо чтобы показать что-то человеку и дьяволу как у (Иов 37:7-8), либо по факту оценки духовного состояния, не спрашивая желания: печать эту нельзя принимать или не принимать.
Однако в Библии есть случаи, когда человек может своим свободным выбором принимать на себя что-то типа знака от Бога или не принимать, или иными словами, что человек должен делать, чтобы получить Божию печать: «Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак (אֹות от - сигнал, знак, знамя греч. σημειον) на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь» (Втор. 11:18-19). Возникает вопрос – как слова Бога можно «в знак, сигнал» навязать на руку или на чело? Часть иудеев времен позднего Второго храма это буквально восприняли как материальный артефакт тфилин – коробочки с отрывками из Торы, которые фарисеи и их современные последователи повязывают на руку и голову во время молитв. Христос, кстати, это высмеивает. О чем же тогда речь? Мы уже писали, что рука – это знак действий, деятельности человека, а голова/чело – один из знаков, указывающих на сознание, образ осмысления действительности и себя в ней. То есть мы имеем дело с двойным знаком, знаком на знаке. Слово Божие навязанное на руку, это означает, что деятельность человека определяется Словом Божьим, а слово, повязанное на голову – это значит, во-первых, что словом Божиим определяется образ мысли человека, а во-вторых на челе, значит на виду, то есть слово Божие исповедоваться и исполняться должно открыто, не тайно. Речь явно идет о духовных знаках/сигналах на человеке.
Если воспринимать это по-фарисейски, материально, как кожаный тфилин – то как быть с «когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь» - Слово Божие должно быть с человеком всегда и в мысли, и в действии, и в проповеди/научении других. Так что, носить тфилин круглосуточно? Или, например, вот: «семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день - праздник Господу; пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта» (Исх.13:6-9) – что, пресный хлеб в тфилин положить? Конечно же нет. Бог говорит, что искреннее выполнение заповедей Торы, жизнь по Торе – это и есть в переносном, духовном смысле, знак на руке и на челе, и таким образом это есть как-бы ясный сигнал, печать Божьего благословения и поддержки.
Во всех случаях описи печати или знака от Бога – речь идет о духовном, переносном значении. Божью печать материальными глазами не увидеть. Более того есть строгий запрет нанесения на тело каких-либо материальных знаков: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит 19:28).
Есть единственное исключение, да и то с большой натяжкой. Касаемо одежды первосвященника Тора дает следующие указания: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним» (Исх.28:36-38). Но эта надпись-печать на лбу первосвященника не касается лично этого человека, но как должности жреца, как части Святилища. Жрец проводит в Святилище ритуалы и эта печать – часть этих ритуалов.
А теперь, в этом контексте рассмотрим «печать» Зверя из Апокалипсиса.
Дьявол – обезьяна Бога и ничего нового не придумав, он лишь копирует и извращает Писание, пытаясь имитировать действия Бога, в частности ставить печать на своих последователей, как Бог ставит ее на своих. Примечательно, что Иоанн не использует в описании начертания Зверя ни одно аналогичное слово из Библии, которые используются в контексте печати Бога: ни собственно печать חֹותָם σφραγίς, ни надпись/знак תָּו σημεῖον, ни сигнал/знак אֹות. Иоанн использует нетипичное для греческой Библии слово χάραγμα, что значит оттиск (на монетах), клеймо, тавро (на скоте).
Как мы уже отмечали, печать от Бога на человеке духовная, материальными глазами прямо невидима. Дьявол же – князь материального мира, он намертво привязан к материи. Соответственно его клеймо также необходимо осязаемое органами чувств, технологичное и материальное. Клеймо Зверя – это «тфилин от дьявола».
В отличии от Бога, сам дьявол не имеет права ставить печать/клеймо на существо несравненно выше его по статусу и богоподобности – человека.  Только человек может сам на это согласиться и сам лично себе это поставить.
Дьявол, копируя идею тфилин, - которая предполагает открытую манифестацию, несение как знамени, - заинтересован, чтобы его клеймо принимали и носили открыто, на виду.
Печать на лбу – это знак власти дьявола над мышлением, а печать на руке - над действиями человека. Интересно что в «положено будет начертание на правую руку их или на чело их» используется союз «или», ἤ. Выходит, человек может не принимать все две печати – только одной хватит. Значит, выдвинем гипотезу, принявших печать можно условно разделить на две группы: искренние верующие в обманы Зверя, принявшие клеймо на чело, как знак дьявольского образа мысли и открыто это манифестирующие; и люди двоемысленные, которые догадываются, что делают нехорошо, сохраняют некоторую автономность мышления, но под давлением соглашаются внешне вести себя как предписано Зверем, и соответственно, принимают клеймо на руку.
Принимая клеймо от Зверя, люди тем самым открыто удостоверяют, что принимают его власть над собою. Они этим говорят, что теперь они его, принадлежат ему, являются его частью и тем самым готовы разделить его судьбу. Не следует отбрасывать распространенные идеи христианских конспирологов, которые связывают клеймо от Зверя либо с сетью тотального контроля над людьми (чип в руку) либо даже соединение людей в единую трансперсональную антиутопию посредством введения чипов в мозг и соединение их всех в одну сеть. Мы об этом уже писали тут. Однако в этой работе нам важно открыть именно религиозный смысл клейма.
Поскольку идея клейма Зверя – это вывернутая наизнанку идея печати Божией, то и развязка будет соответственно навыворот. И в Апокалипсисе, и у Иезекииля 9 гл., и в других местах, печать, знак от Бога – это, во-первых, признание самим Богом, что человек угоден, верен Богу; во-вторых, это знак того, что люди с этим знаком получат от Бога в этом мире защиту от многих неприятностей; и в-третьих – что эти отмеченные Богом люди в будущем мире получат от Бога большой дар – вечную благую жизнь с Богом.
Клеймо же от дьявола – это, во-первых, признак того, что человек сам подчинился дьяволу (а мог этого и не делать); во-вторых, что носитель этого клейма подвергнется в этом мире большим страданиям – казням от Бога; и в-третьих, что носитель клейма разделит участь дьявола в будущем веке – вечные мучения.
Согласно Апокалипсису, клеймо от Зверя как-то связано, или содержит в себе имя Зверя или число имени его 666. Рассмотрим библейское значение числа 666.
Вообще число шесть рассматривается в Библии как число неполноты (полнота это семь (Исх 20:11)). Шестерка без семерки – это что-то не то. В частности, такая неполнота числа шесть нередко связывается с ограниченностью и ущербностью. Так шестью годами ограничивался максимальный срок рабства для еврея (Исх 21:2). Шесть дней – максимальный срок работы и для еврея, и для иноземца и даже для скота (Исх 23:12). Шесть дней работай, а на седьмой – отдыхай. Собственно, без седьмого дня покоя – для отдыха и посвящения Богу, жизнь человека превращается в скотское существование. Даже поле и виноградник каждый седьмой год должны отдыхать (Исх 23:10).
Когда же употребляется две шестерки, например, число 66, то это еще более усиливает смысл рабства, неполноты и ущербности. Так, просрав все полимеры, отвратительным поведением на время потеряв возможность обладать Святой землей, в количестве 66 мужчин переселяется в египетское рабство племя Якова (Быт 46:26). 66 дней – время послеродовой нечистоты для женщины (Лев 12:5). Также Библия связывает 66 с идолопоклонством. Навуходоносор сделал истукана высотой 60 и шириной 6 локтей (Дан 3:1).
Но три шестерки, 666 еще более усиливает указанные смыслы неполноты, ущербности, рабства и идолопоклонства. Это как-бы максимальная полнота неполноты. Рассказ о начале падения Соломона, после пика его религиозной миссии с царицей Савской, начинается с описания что Соломон получал годовой доход в 666 талантов золота (3Цар.10:14). Это огромная сумма, но в ней заложено вся ее критическая неполнота и тщетность. Пытаясь достичь мирской полноты, погрязши в роскоши, Соломон теряет связь с Богом, теряет внутреннюю свободу. Он стает зависимым от женщин и впадает в идолопоклонство. Поднявшись на пик, Соломон падает с него в самую глубокую неполноту.
О плохой репутации числа 666 у евреев уже с древности, говорит забавный пример. В книге Ездры есть перечень иудейских кланов и их численность, которые пожелали вернуться из Вавилонского плена назад в Святую землю. Среди них есть клан некоего Адоникама: «сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (Ездр 2:13). Но в книге Неемии, где приведен подобный список кланов уже сказано, что «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят семь» (Неем.7:18). Видно кто-то очень хотел, чтобы с кланом Адоникама, (а раз этот клан вернулся из Плена, то значит Адоникам и его клан хорошие), не связывалось нехорошее число 666.
С библейским смыслом числа 666 вроде как разобрались. А вот как это число связанно со Зверем и именем Зверя – вопрос очень сложный и до сих пор не ясный.
Понятно, почему Зверю надлежит это число. Не смотря на силу, богатство, могущество, (как это было с Соломоном) все это на самом деле с Библейской точки зрения рабство, идолопоклонство, неполнота. Зверь пытается все сделать на полную, а получает в результате великую неполноту (дьявол - это совершенная незавершённость). Но нам говорится об этом числе Зверя и в немного ином контексте. И этот аспект числа 666 самый загадочный.
13 глава Апокалипсиса, как мы уже упоминали тут, состоит из двух параллельных частей, описывающих явление Зверя с двух сторон. В первой части главы идет общее описание, что Зверь из дьявольской бездны поднимется и люди ему поклонятся. Это общерелигиозное описание, которое мы и слышим. Кто имеет ухо – тот услышит. Как мы писали уже, в Библейском языке воспринимать что-то общерелигиозное, например, заповеди, и т.д. – это слышать и слушаться. Вера от слышания.
Но во второй части главы идет более приближенное и детализированное описание Зверя и его отношений с людьми. Там уже есть описание технологии Зверя, его технологического характера (Лжепророк/Второй Зверь/Антихрист – человек из плоти и крови, образ Зверя создают люди, число Зверя – число человеческое), и указывается на связь имени Зверя, клейма Зверя с числом 666. При чем Иоанн говорит, что надо уже не ухом слышать, как в первой общерелигиозной части описания, но уже рациональным умом сосчитать.
То есть в этом описании к общебиблейскому смыслу числа 666, добавляется его конкретно-интеллектуальный, технологический смысл. И это самая большая загадка.
Сейчас, в среде христианских ученых, существует два подхода к развязыванию этой загадки. Первая – это гематрия, поиск конкретного имени конкретного правителя, которое можно было бы как-то связать с 666. Эти попытки идут с древнейших времен, но все они оказались малоубедительны. Кроме того, гематрия вообще не совсем библейский подход.
Также, еще с древности, есть другой подход – вообще не усматривать в числе 666 ничего технологического, ничего конкретного, а лишь просто констатировать, что означает смысл числа 666 и воспринимать его как еще одно описание тех плохих черт, которые есть у Зверя. То есть концентрироваться на общебиблейском смысле 666 и дальше не лезть. Но с ним также нельзя согласиться, ибо Иоанн дает этому числу много конкретных подробностей и призывает включить рациональный ум и счесть. Если бы нам достаточно было общебиблейского смысла 666, то нам достаточно слышания – «вера от слышания, а слышание от слова Божьего» (Рим.10:17). Ничего высчитывать, вымыслять нам уже не нужно. Но Иоанн говорит иное.
Какое же верное толкование, рациональное высчитывание этого числа в имени и клейме Зверя? Увы – решение этой загадки удел будущих поколений. По мере приближения Зверя Бог будет своим людям все больше и яснее раскрывать смысл пророчеств. Однако и сейчас мы видим, как различные оккультные общества, оргкомитет по встрече Антихриста, да и цифровые технологии современной цивилизации активно используют 666 как в своей оккультной символике, так и в технологиях контроля людей. Замечено, что штрих-коды и QR-коды, содержащие 666, которые сначала использовались как метки для учета и контроля товаров, теперь постепенно начинают использоваться как метки для учета и контроля людей.
Теги: Апокаліпсис
Переглядів: 116
Функція коментування доступна тільки зареєстрованим користувачам. Будь ласка, увійдіть або зареєструйте собі еккаунт.
<< Назад Наверх
АВТОРИЗАЦІЯ
 
Реєстрація Забули пароль?
ОСТАННІ ПУБЛІКАЦІЇ
19 Листопада 2021, 00:38
Kondratio
22 Вересня 2021, 16:06
Kondratio
13 Серпня 2021, 04:14
Kondratio
4 Серпня 2021, 16:54
Kondratio
4 Серпня 2021, 16:45
Kondratio
27 Лютого 2021, 17:10
Kondratio
2 Лютого 2021, 04:44
Kondratio
7 Грудня 2020, 15:51
Kondratio
12 Жовтня 2020, 21:35
Kondratio
4 Жовтня 2020, 13:40
Kondratio
©2006-2021 - Український Богословський Сайт